16 декабря
|
|
º
|
USD 27,03
RUB 0,46
EUR 28,90

Что такое карта мыслей и как с ней работать

Диаграмма связей, ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп, mind map. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу. Мы расскажем о том, как овладеть навыком майндмэппинга.

202
0
Что такое карта мыслей и как с ней работать: фото
Диаграмма связей, ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп, mind map. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу. Мы расскажем о том, как овладеть навыком майндмэппинга.
 
Вы пользовались планами, списками и заметками тысячи раз, верно? И очень часто что-то в них кажется неправильным. Стоит лишь подумать над чем-то сложнее вбивания гвоздя в стену, как начинаются проблемы. Будто что-то ограничивает вас, сдерживает, мешает, противоречит самому процессу мышления. Так оно и есть. 

Идеи растут и развиваются нелинейно. Одна мысль порождает ряд других, более узких и относящихся к какому-то отдельному аспекту решаемой проблемы. И вдруг вы осознаёте, что ваши умозаключения приводят вот к этому — бабах! Новая идея, относящаяся к изначальной проблеме, но уже совсем из другой категории. Наше мышление радиантно. Мы можем развивать любую идею практически бесконечно во все стороны. 

Как совладать с таким неконтролируемым потоком? Как научиться фиксировать чистое творчество? Этим мы и займёмся. 

Начнём с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой-то базовой, ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления — центральной темы. Эта тема должна быть чётко определена и зафиксирована. 
 

Нелинейное радиантное мышление требует отказаться от списков и последовательностей. Попробуем записывать всё вокруг центрального объекта размышления.

Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. Давайте просто обозначим эти связи линиями, добавим ещё немного графической составляющей. 

Что получилось? Та самая карта мыслей, один из вариантов которой Тони Бьюзен продвигал много лет назад. На самом деле, визуализация процесса мышления применяется людьми не одну сотню лет, а карта мыслей является лишь одним из наиболее простых и универсальных способов отображения. 

При более глубоком изучении можно обнаружить не одну и даже не пять методик составления карт мыслей. И практически в каждой из них есть совет: вырабатывайте свой стиль. Говоря проще, свою карту мыслей надо делать не в строгом соответствии с тем, как это было когда-то кому-то удобно. 

Основные идеи майндмэппинга были описаны выше, и вы их прекрасно понимаете. Заметьте, эти идеи сами по себе отрицают какие-либо формальности. Кто-то рисует карты мыслей влево и вправо, кто-то сверху вниз, кто-то «солнышком». Ваша задача — научиться успевать в понятной для вас форме фиксировать ход мыслей. Так, как удобно вам. Остальное не имеет значения. 
 
 

1

Бумага или приложение

В теории для карты мыслей нужно много места. Листа А4, скорее всего, не хватит, особенно если у вас размашистый стиль изображения. Покупать А3 и носить его с собой не кажется лучшей идеей, а использование только своего уютного столика для майндмэппинга не очень вписывается в реалии жизни: мысли посещают нас везде.
Кроме того, цифровые карты мыслей более функциональны. Они компенсируют индивидуальные недостатки почерка и общей кривизны рук мыслящего. Также цифровые карты мыслей избавляют от необходимости носить с собой набор цветных ручек или карандашей и позволяют «волшебным» образом прикреплять к картам какие-то дополнительные данные.

По этим причинам лучше выбрать цифру. В идеале такое программное обеспечение должно быть кросс-платформенным, чтобы вы могли работать со своими мыслями где угодно: дома, в офисе, в метро и на даче. Минимально достаточной будет связка из приложения для вашего смартфона или планшета (либо нормально сделанная мобильная версия сайта), а также десктопная веб-версия или клиент.

Ниже представлено несколько заметных приложений и сервисов для создания карт мыслей, пользующихся большой популярностью. Чаще всего такие сервисы предоставляют урезанный в возможностях или временный бесплатный тариф, после чего предлагается переход на полную платную версию.

Для выбора более подходящего сервиса рекомендуется посмотреть на описание функций и визуальную реализацию каждого из них. Распознать «родной» сервис или приложение в данном случае чрезвычайно просто: смотрите на скриншоты. Выглядят хорошо и сразу всё понятно? Вы рисовали бы так же? Отлично, вот ваш кандидат.
Список сервисов и приложений
Приложения
Web
Bubble.us
       
Coogle
         
FreeMind
     
iMindMap
   
MAPMYself
         
Mind42
         
Mindjet
   
MindManager
   
MindMeister
     
MindNode
       
Mindomo
 
Popplet
       
Realtime Board
         
Scapple
       
SimpleMind
   
SpiderScribe
       
XMind
     
 
 

2

Майндмэппинг 100-го уровня

Нет смысла следовать каким-то строгим правилам майндмэппинга. Хватит общих принципов, применимых для создания карт мыслей в цифровой среде. Таким образом можно построить карты для совершенно разных целей, будь то разработка, пост для блога, книга или просто проработка проекта.

1

Центр карты

Любая карта начинается с основной темы, идеи, располагающейся в центре. Иногда это можно назвать сутью размышлений. К примеру, если продумывается способ достичь какой-то жизненной цели, основная тема может называться «источники дохода» или «отказ от курения».

Радиальные карты наиболее соответствуют человеческому образу мышления. Можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Впрочем, это лишь вопрос предпочтений. 

2

Темы первого уровня

Сюда попадают ключевые категории, ступени и главы, относящиеся к центральному вопросу. В процессе мозгового штурма вы сами начнёте понимать, какие из выделенных тем более важны и заслуживают попадания на первый уровень, а какие не столь значительны и могут быть отнесены к какой-то более глобальной теме. Таким образом начнёт формироваться иерархия карты, которую можно изменять в процессе.

Темы первого уровня имеют короткие названия, ведь, по сути, это категории, которые помогают выстроить мысли. Иногда, если категории излишне абстрактны, к ним можно прикреплять изображения. Это создаёт ассоциации с содержанием категорий и позволяет быстро распределять идеи между ними. По общепринятым понятиям изображение всегда является более мощным, нежели текстовое название, но иногда картинки используют в большей степени для презентаций.

3

Развитие

Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Это может быть конкретизирующее заключение, завершающее родительскую тему, либо отдельная идея, относящаяся к родительской теме. В большинстве случаев названия тем второго уровня по-прежнему коротки и состоят из одного-двух слов. Если карта довольно проста и содержит не более трёх уровней, второй уровень может быть представлен предложениями или темами с прикреплёнными к ним заметками.

4

Конкретизация

Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Сюда, как правило, не переходят, пока не закончен и не упорядочен второй уровень. Но, если речь идёт о теме второго уровня, у которой, скорее всего, будет мало «дочек» третьего уровня, лучше добавить их сразу. Таким образом, когда вы доберётесь до третьего уровня от прочих категорий, он будет более организованным и продуманным.

При необходимости на этом уровне можно прибегать к описательным фразам. Выход за четвёртый уровень нежелателен, так как это снижает удобство чтения карты в целом. Если требуется дальнейшая конкретизация, имеет смысл перейти к прикрепляемым заметкам. Если нужно детальное описание, то это, безусловно, должна быть заметка. 

Если карта получается слишком большой, предпочтительно делить её по «плавающим» темам либо создать новую карту, ссылка на которую есть в основной карте. Приложения наподобие MindMeister позволяют это делать. 

5

Дополнительные средства

Для майндмэппинга более предпочтительны приложения, поддерживающие дополнительные средства: заметки, выноски и связи. Это хорошо реализовано в iThoughtsX и Mindjet, но второй вариант перегружен функциями. К тому же он стоит почти вдвое дороже iThoughtsX.
1
Заметки
Это отличный способ напомнить самому себе о конечном результате развития идеи. Вы вполне можете создать карту мыслей, которая через неделю станет непонятной даже вам. Обычно заметки прикрепляются к темам в качестве ярлыков с всплывающим текстом. Чтобы увидеть содержимое, нужно навести указатель мыши или кликнуть по заметке. Как iThoughtsX, так и MindMeister располагают функцией встраивания заметок в карты. MindMeister, помимо прочего, умеет автоматически создавать заметки.
 
2
Выноски
Это короткие заметки, которые обычно выделяются цветом, а их содержимое видно сразу. Выноски можно использовать в качестве указателей или пояснений в случаях, когда создание ещё одного уровня к теме не имеет смысла.
 
3
Связи
Это указатели между элементами карты. Они могут использоваться просто как напоминалки самому себе либо связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так карта становится более логичной в том случае, если связи между двумя или более элементами карты неочевидны или своеобразны. Кроме того, связи позволяют избежать дублирования тем. Данная функциональность также есть в iThoughtsX и MindMeister, но в MindNote Pro она реализована более элегантно.
 
 
 

3

Процесс

комментарии к новости
Пока комментариев нет. Будьте первым!
Для того чтобы комментировать зарегистрируйтесь и войдите