12 декабря
|
|
º
|
USD 27,03
RUB 0,46
EUR 28,90

Памяти Леонида Каденюка: что первый астронавт независимой Украины рассказывал о своем знаменитом полете

Военный летчик-испытатель, уроженец Черновицкой области Леонид Каденюк умер на 68-м году жизни в среду, 31 января.

86
0
Памяти Леонида Каденюка: что первый астронавт независимой Украины рассказывал о своем знаменитом полете: фото

Военный летчик-испытатель, уроженец Черновицкой области Леонид Каденюк умер на 68-м году жизни в среду, 31 января. Первый астронавт независимой Украины провел в космосе 15 суток 16 часов 32 мин на борту американского шаттла Коламбия, с 19 ноября по 5 декабря 1997 года. О том, как это было, Каденюк рассказывал Новому Времени в августе 2016 года.

Приводим полную версию материала.

Подготовка к полету

Моя мечта стать космонавтом родилась в то самое историческое для планеты Земля 12 апреля 1961 года. Я закончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, был оставлен там летчиком-инструктором, а в 1976 году отобран в отряд советских космонавтов – готовился стать командиром многоразового транспортного космического корабля Буран. Но мы, бурановцы, не только готовились летать на нем, но и принимали участие в создании сложных авиационных и космических систем. Буран, как и американский шаттл, – самые сложные технические сооружения, когда-либо созданные человеком. Мы разрабатывали методики посадки Бурана. Корабль весом 100 тонн надо сажать без двигателей – фактически падать из космоса на Землю. Конечно, падение управляемое. Это требовало большого летного мастерства. Поэтому от нас, бурановцев, требовалось овладеть профессией летчика-испытателя, летать на многих типах самолетов, в том числе, и с выключенным двигателем на истребителях. Я летал почти на 60 типах и модификациях самолетов, в основном истребителях. Работа летчика-испытателя чрезвычайно интересная, но опасная. Во время таких испытаний на самолете Миг-27 из моей группы погиб наш товарищ, Леня Иванов.

Кроме того, я был подготовлен командиром транспортного космического корабля Союз. Изучал биологию, медицину, астрономию, геологию, астрофизику, динамику космического полета и много других наук.

Когда на межгосударственном уровне Украины и США был решен вопрос о полете в космос на шаттле украинца, я решил поучаствовать. Написал заявление в Национальное космическое агентство Украины. Кандидатов было более 30, отобрали двоих – меня и Ярослава Пустового. Нас отправили на подготовку в НАСА в США.

Одним из условий участия в полете было знание английского языка. В школе и вузах я изучал французский. Поэтому надо было с нуля начинать изучать английский. Но стимул, сами понимаете, очень высокий – космический полет. Поэтому взялся с большим рвением. С языком справился в течение года подготовки – находился в среде американцев.

Когда встал вопрос о том, что будет делать украинский космонавт на борту шаттла Коламбия, украинские ученые сразу предложили биологические эксперименты. Американцы с радостью согласились, поскольку космическая биология является одной из приоритетных в исследовании космоса. Эксперименты с тремя видами растений – брассика рапа, соя и мох. В Звездном городке я прошел хорошую биологическую подготовку.

Полет

Сам полет состоит из трех этапов – старт и выведение на орбиту, полет в космосе в невесомости и возвращение на Землю. Старт и выведение на орбиту характерны ускорениями и большими перегрузками. Представьте: за время, меньше, чем 10 минут, надо разогнать корабль до первой космической скорости – почти 8 км/с. Стартующий комплекс – шаттл, топливный бак, к которому он прикреплен, два твердотопливных ускорителя – весит 2 тыс. 240 тонн. Трудно представить, какими должны быть двигатели, чтобы не только оторвать его от земли, а разогнать до первой космической скорости. Это было что-то невероятное.

После разгона корабля до скорости, превышающей скорость звука, грохот остается далеко под кораблем. Наступает тишина – такая, как шелест листьев. Когда корабль выходит на орбиту, а двигатели выключаются, начинается невесомость – идеальная легкость. Закрыв глаза и полностью расслабившись, физически себя не ощущаешь. Только осознание, что существуешь.

Когда увидел Землю в иллюминаторе, первыми словами, непроизвольно вырвавшимися из моих уст, были: «Кевин, теперь я вижу, что она круглая». Кевин Кригел – командир экипажа, «плававший» рядом со мной в невесомости.

Наша планета очень красивая. Но ее надо видеть своими глазами оттуда. Описать это невозможно. Слово «красивая» почти ни о чем не говорит. Никакая фотография или телевизионное изображение Земли из космоса не передает все те оттенки, которые способен определить человеческий глаз.

Если смотреть в сторону, противоположную от Земли, во Вселенную, само пространство имеет совсем другую, неземную геометрическую сущность. В нашем сознании существует земная модель пространства, в которой есть то, что его ограничивает – поверхность Земли, линия горизонта, помещение, в котором находишься. А там глазу не за что зацепиться. Я воспринимал его не двухмерным, трехмерным, как на Земле, а многомерным. Я подумал: когда человек научится строить многомерные системы и использовать их для навигации при полетах во Вселенной, он сможет совсем по-другому перемещаться в ее просторах. Может быть, даже переходить из одного временного измерения в другое.

Посадка

На высоте нашего полета, а это около 300 км, космический корабль облетает Землю за 90 минут. Наш полет длился 15 суток 16 часов и 32 минуты. Для возвращения на Землю корабль надо затормозить. Выдать тормозной импульс порядка 50-100 м/с. Этого достаточно, чтобы корабль согнул траекторию в сторону Земли и начал спуск.

Перед входом в плотные слои атмосферы корабль ориентируется в пространстве с углом 40 градусов по тангажу (к линии горизонта) и нуль градусов по крену и рысканию. Торможение происходит за счет аэродинамического сопротивления воздуха. Огромная кинетическая энергия, которой владеет корабль, превращается в тепловую. В некоторых местах он нагревается до 1,5-2 тыс. градусов. Для защиты от разрушения корабль покрыт специальными теплозащитными плитками количеством около 39 тыс. штук.

К сожалению, моя Колумбия 1 февраля 2003 года взорвалась при возвращении на Землю по причине повреждения плиток – часть планера была оголена от них во время старта и выведения на орбиту. Тогда погибла и Калпана Чавла, летавшая в космос со мной.

Космическое государство Украина

Без сомнения, Украина – космическое государство. Она обладает полным циклом отработки космической техники – от проектирования до разработки, запуска и эксплуатации в полете. Но космическая отрасль в Украине существует не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

Государственное космическое агентство формирует космическую политику государства. Конструкторское бюро Южное и машиностроительный завод Южмаш, находящиеся в Днипре, – основа нашей космической отрасли, вместе с другими предприятиями составляли почти треть ракетно-космического потенциала бывшего СССР. Сейчас наша космонавтика испытывает большие трудности, связанные, в первую очередь, с финансированием, неспособностью или нежеланием государства использовать большие потенциалы в этой отрасли – и производственный, и интеллектуальный. Космические программы, связанные с Россией, мы разорвали. Зато укрепляем связи с Европейским космическим агентством, НАСА, с Японией, Индией, Китаем. Кроме традиционных ракет-носителей, наши конструкторы разработали плазменные двигатели.

У нас много талантливой молодежи, которая хочет работать в космической и авиационной отраслях. Самый большой в мире самолет Ан-225 Мрия – наш, украинский. Лучшая в своем классе ракета-носитель – Зенит тоже наша.

Украинцы сделали огромный вклад в развитие советской и мировой космонавтики. В СССР самые известные конструкторы были украинцами: Николай Кибальчич, Юрий Кондратюк, Сергей Королев, который родился в Житомире, Валентин Глушко – украинец, одессит, который меня принимал в космонавты, Михаил Янгель – конструктор ракет родом из Сибири, но его дед из Черниговской области был выслан царскими властями за бунтарство, Владимир Челомей − генеральный конструктор орбитальных станций, Глеб Лозино-Лозинский − генеральный конструктор МТКК Буран и МиГ-31, дальнего истребителя-перехватчика, на котором приходилось летать и мне. То есть, весь космос делался украинцами.

Информация взята с сайта - https://nv.ua/ukraine/events/pamjati-leonida-kadenjuka-chto-pervyj-astronavt-nezavisimoj-ukrainy-rasskazyval-o-svoem-znamenitom-polete-2448935.html

комментарии к новости
Пока комментариев нет. Будьте первым!
Для того чтобы комментировать зарегистрируйтесь и войдите