Алексей Загуменнов

Глава компании Avira Kids, автор Skyeng Magazine.

Мне всегда хотелось, чтобы моя компания стала производителем мирового уровня. В сущности так и получилось: сегодня мы работаем с двумя десятками стран. Но чтобы добиться этого, нужно было учиться у лидеров. Поэтому в 2012 году я полетел в США, чтобы узнать, как всё устроено в западных корпорациях.

С тех пор поездки в Америку за бизнес-опытом стали регулярными. В последней я провёл месяц и встречался с партнёрами каждый день. За шесть лет таких визитов в крупнейшие компании я познакомился с самыми разными людьми. И сейчас опишу типичного американского бизнесмена — таким, каким его вижу.

1. Одевается совсем не пафосно

Главное отличие американского бизнесмена от российского — непосредственность. Современные руководители компаний не заботятся об имидже делового человека. Никаких дорогих часов и строгих костюмов. Порой излишнюю строгость даже порицают. Например, я слышал, как у одного из офисов в Кремниевой долине человека в пиджаке, галстуке и с кожаным портфелем как-то за глаза назвали pity peacock — «жалким павлином».
 

2. Всегда вежлив с собеседником

При встрече американские бизнесмены всегда вежливы и учтивы. Часто это не позволяет им прямо отказать партнёру на переговорах или высказать своё мнение в лоб. Честный отзыв (brutally honest feedback) — это высшая форма доверия, добиться которой очень непросто. Отказы американцы предпочитают прикрывать словами вроде nice или sounds good. Те, кто общается с ними впервые, воспринимают эти фразы буквально. Но на деле они означают что-то вроде «Прости друг, но это полная ерунда».

 
 

3. Рационально планирует свой день

Бизнесмены в США умеют совмещать работу и личную жизнь — во многом потому, что тщательно планируют своё время. Американец рано встаёт, его рабочий день часто начинается тогда же, когда он проснулся. Business lunch meeting, деловая встреча за завтраком в 8 утра — это вполне обыденное явление. У тех, кто работает на высоких должностях, и у руководителей порой случаются переработки.

В целом отношение американца к работе можно описать фразой, которую однажды произнёс мой знакомый: «Business is a better life». Здесь работа органично вплетается в жизненный цикл. Конечно, для предпринимателя из США существует понятие holidays, но даже в это время он будет заниматься чем-то полезным для развития своего дела. Можно сказать, что рабочий и обычный to do list для американца — одно и то же.

4. Стремится не зависеть от обстоятельств

Американские бизнесмены сводят к нулю свою зависимость от чего бы то ни было. Будь то чужой бизнес, неэффективные решения или неподходящие технологии. Хороший пример — знаменитая Tesla. При производстве своей Model 3 компания столкнулась с проблемами из-за поставщика сборочного оборудования. Чтобы решить их, Tesla просто выкупила производителя роботов-сборщиков авто. Стартапам такие решения даются куда тяжелее, но и они пытаются максимально взять процесс под свой контроль и добиться non-addiction — независимости.

5. Любит понятное разделение труда

Специализация — это то, к чему сейчас возвращаются и крошечные предприятия, и корпорации вроде Apple, Uber, Google или Zappos. При этом круг задач у каждого сотрудника чётко определен, и они выполняются в срок.

Бухгалтер здесь не бегает за офис-менеджером с просьбами установить баллон воды в диспенсер. Даже для маленьких задач есть ответственный за них человек. Это то, до чего многим российским компаниям нужно ещё дорасти.

6. Ставит чёткие цели перед компанией и каждым её участником

Каждый сотрудник чётко знает, какой глобальной цели команда должна достичь, и формулирует себе цель на конкретный период (например, на две недели или месяц). Exact goal setting, то есть чёткая настройка цели, позволяет сотрудникам действовать самостоятельно, не дожидаясь команды от начальника. А ещё это придаёт смысл всей работе: выкладываться на все 100% проще, когда точно знаешь, ради чего.

Задачи, которые выполняют сотрудники, ведут их к цели максимально быстро и с минимальными издержками. Это возможно благодаря hierarchy of objectives — цепочке целей. Про важные задачи всегда напоминают через общие корпоративные каналы коммуникации (по-английски это называется unity of action — единство действия). Когда работа всех людей прозрачна, в процессе легче ориентироваться.